Новости
07.04.2018
Потешки
07.04.2018

 В раздел "Бибиотека" добавлены потешки подробнее

 В раздел "Воспитателям" добавлена консультация "Психологические приемы организации дисциплины в группе детского сада" подробнее

 В раздел " Воспитателям" "В помощь молодым воспитателям" добавленна консультация "Сложная ситуация в группе и выход из нее" подробнее

Интересные приемы, методы, техники

 

ИНТЕРЕСНЫЕ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

ПРИЕМЫ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ.

составила: Горн Н. М.

педагог-психолог МБДОУ № 9 «Журавушка»

Минутки тишины

Методические рекомендации к проведению минуток тишины

1. Минутки тишины можно использовать на разных этапах занятия в соответствии с темой и целями.

2. Подбор текстов для минуток тишины осуществлять с учетом возраста детей, темой и целями.

3. Продумывать музыкальное сопровождение для создания визуализации текста и эмоционального настроя.

4. Придерживаться общих требований к проведению минуток тишины:

4.1 Посадка. Спина прямая (желательно иметь опору, ноги – устойчивая опора, руки свободны, расслаблены.

4.2 Дыхание. Вдох – выдох (2 – 3 раза задуть свечу на ладони – визуально) .

4.3 Выход. Откройте глаза. Улыбнитесь. Подтянитесь.

5. При подаче текста голос должен быть плавный, спокойный, выразительный, размеренный.

Минутка тишины

Сейчас мы с вами отправимся в путешествие. Если хотите, можете закрыть глазки. Послушайте музыку и представьте себе, что вы пришли на зеленую полянку (пауза). Светит нежное ласковое солнышко. Солнышко прикасается к вам своими нежными лучиками, и вам становится хорошо и приятно (пауза). На полянке много красивых цветов, над которыми летают красивые бабочки (пауза). Этих бабочек послали родители Оли, Юли, Саши,  и т. д. (перечисляет имена всех присутствующих детей). Бабочки покружились и сели вам на ручку (пауза). Почувствуйте, как приятно, когда бабочка прикасается к вам и остается с вами навсегда (пауза). Почувствуйте, как ваше сердечко любит окружающий мир, родную семью (пауза). Почувствуйте, как хорошо вам в вашей семье (пауза). Поднимите бабочку ручками высоко – высоко к солнышку и отпустите ее (пауза). Пусть она полетит и всему миру расскажет, какая у вас замечательная, прекрасная и счастливая семья. Скажите бабочке «спасибо». Пожелайте вашей семье, вашему дому счастья и благополучия. Берегите свою семью. Дорожите своим домом. Откройте глазки. Потянитесь. Вздохните. Молодцы!

Минутка тишины

А сейчас, ребята, мы с помощью нашей волшебной палочки отправимся в путешествие в сказочную страну. Эта страна особая, потому что она удивительная и красивая (пауза). В этой стране много разных городов. В каждом городе живет свой маленький волшебник (пауза). Маленькие волшебники: Саша, Таня… (перечисляет имена всех детей) очень заботливые. Они любят творить добрые дела (пауза). Все волшебники ходят по улицам, залитым солнечным светом, улыбаются людям и дарят им добрые дела (пауза). Они помогают пожилым людям перейти через дорогу, сделать покупки в магазине, сделать что-то по дому: прибраться, напоить чаем; маленьким же детям – помогают одеться, гуляют и играют с ними. Взрослые люди очень любят маленьких волшебников за их добрые сердца, взрослые дела и большую заботу.

Почувствуйте, как приятно быть маленьким волшебником и дарить людям радость, свою заботу (пауза). Добрые и заботливые волшебники – это вы, дорогие мои дети!

Минутка тишины

Сегодня я вас приглашаю в волшебное путешествие в сказочную страну. Представьте себе, что вы попали в Звездную страну (пауза). Вас окружают разноцветные красивые звездочки: голубые и белые, желтые и синие, зеленые и розовые, красные и оранжевые (пауза). Звездочки не только по цвету, но и по размеру все разные: есть совсем крохотные, есть чуть побольше, а есть еще и совсем большие (пауза). Самое главное, что среди этих звездочек не было ни одной, которая бы в точности походила на другую (пауза). Вы тоже, дети, как эти разноцветные звездочки, не похожи друг на друга (пауза). Звездочки, как маленькие дети, умеют видеть друг в друге только хорошее и доброе. От этого они светятся удивительным волшебным светом. Почувствуйте, как волшебный свет любви наполняет вас (пауза). Звездная страна от этого чудесного сияния стала необыкновенно красивой и неповторимой (пауза). Запомните эту красоту. Помашите звездочкам ручкой. Возвращайтесь по звездной тропинке в свой родной детский сад.

 

Организация и проведение утреннего группового сбора.

Групповой сбор - это часть ежедневного распорядка, проводимая в определенное время, в определенном специально оборудованном месте, когда дети и взрослые собираются для обмена информацией, обсуждения проблем, совместного планирования и организации своей дальнейшей деятельности в течении дня.

Задачи группового сбора
- формирование доброжелательных отношений между детьми, создание атмосферы поддержки и сотрудничества между детьми и взрослыми, общего положительного эмоционального фона , ощущения
психологического комфорта
- обмен информацией о прошедших или предстоящих событиях, детских интересов
- решение некоторых обучающих задач ( расширение детских представлений, развитие речи, логического мышления и др.)
- формирование мотивации к предстоящей деятельности
- предоставление информации о материалах в центрах активности на текущий день и планирование деятельности в центрах
-осуществление выбора деятельности на основе собственных интересов и потребностей

Организация утреннего группового сбора подразумевает:
*Установленное время проведения группового сбора в режиме дня.
*Наличие структуры группового сбора.
*Наличие специально оборудованного места для сбора (доска выбора, распорядок дня).
*Вовлечение в сбор всех присутствующих в группе взрослых.
*Продолжительность во времени- 10- 20 минут в зависимости от возраста.
*Содержание группового сбора учитывает интересы детей на данный момент, текущую тему недели.
*Непосредственный жизненный опыт детей.

Методы и приемы сбора детей
• Звуковые сигналы (колокольчик, музыкальный инструмент, использование грампластинок и аудиокассет).
• Любимая песня группы - 1-2 ребенка начинают петь, другие подхватывают, т.о. постепенно собираются все дети.
• Сюрпризный момент - внесение новой игрушки, приход взрослого в любом интересном «костюме» - сказочный любимый герой, который от лица сказочного героя приглашает детей на групповой сбор и т.д.
• Дидактическая игра из серии "Пазлы", "Собери целое из частей" - это может любая картинка, связанная с той темой, которая на данный момент интересует детей: машина, цветок, грибок, птица, пчелка, сюжет и т.д..
Приходя утром в детский.сад, каждый ребенок получает одну часть от большой картины. Перед групповым сбором воспитатель предлагает собрать на ковре целую картинку.
• Подвижная игра "Паровозик" или "Поезд", колонна машин и т. д.
Дети или воспитатель изображают поезд, собирают детей по группе и "привозят" на место группового сбора.
• Любимая детьми игра (например "Ручеек"), затеянная на месте группового сбора.
• Ребенок - дежурный по сбору детей па групповой сбор.

Методы и приемы организации детей на групповом сборе
• Предупреждение нежелательного поведения:
- рассадить детей так, чтобы мальчики и девочки чередовались
- около ребенка, требующего особенного внимания садится воспитатель или ассистент
- по ряду причин некоторые дети не могут сидеть спокойно даже в течении нескольких минут. Приготовьте для этого ребенка какое- нибудь спокойное занятие или поручение
• Обозначение места каждого ребенка в круге каким-то предметом( подушечки,
карточки - символы, карточки для выбора, веревочка, обруч и т. д.)
Дети могут занимать места в круге, исходя из даты своего рождения, с января по декабрь. Можно положить таблички с написанными на них названиями месяца.
• Предложите выбор для расшалившегося шумного ребенка:
1 - уйти и выбрать себе занятие в центрах активности
2 - успокоиться и остаться вместе со всеми на групповом сборе

• Невербальные приемы организации - специальные предметы - сигналы "Тишина", "Внимание", "Говори" ; жесты рукой
• Предмет определяет порядок выступления детей: дети передают его по кругу: у кого предмет - тому предоставляется слово
• Обращение к правилам участия в дискуссии: один говорит- остальные слушают; говорим по очереди; ты говоришь - мы слушаем, мы говорим - ты слушаешь и т. д.
• Игра - считалка
• Воспитатель понижает голос

Структура группового сбора
1. Установление сопричастности, общности детей и взрослых группы
2. Обмен информацией о прошедших и предстоящих событиях, выявление
детских интересов
3. Формирование мотивации к предстоящей деятельности
4.Выбор и планирование деятельности детьми

 

Игра "Мирилка"

     Дети после ссоры часто произносят небольшие рифмованные стишки, так называемые мирилки, для того, чтобы помириться. Многие из них, нам, взрослым, знакомы с детства.
     В детском саду можно изготовить игрушку, которая тоже способствует примирению детей. Это своеобразная мягкая «МИРИЛКА».
     Основа этой игрушки – связанные крючком 4 круга (по 2 каждого цвета), впоследствии соедине  нные между собой, внутри которых проложен ватин; 4 связанные ручки и своеобразный карман – сердечко внутри которого может находиться картинка, игрушка из киндер – яиц, либо любой небольшой предмет, ведь ребятишки любят находить спрятанные клады или, как они называют, сокровища. Волосики у забавных человечков выполнены из шнурков яркой окраски, носик и ротик вышиты нитками, глазки приклеены (такие заготовки продают в отделах магазина «Ткани»).
      Для того, чтобы помириться друг с другом, дети кладут свои ладони на сердечко и произносят стишки – мирилки.
      Испытывая дополнительно тактильные ощущения от мягкой игрушки, дети не только забывают обиды, но и стараются поиграть с забавными человечками.
      Можно использовать  подборку стишков – мирилок, которые дети с удовольствием запоминают и используют.

Стишки- мирилки

 

 

1. Мирись- мирись, больше не дерись.
Если будешь драться-
Я буду кусаться!
А кусаться не причем,
Буду драться кирпичом!
Нам кирпич не нужен,
Давай с тобой подружим!

 
2. Ручку за ручку
Мы крепко возьмем,
Раньше мы дрались,
А теперь ни почем!


3. Ссориться не будем.
Будем мы дружить,
Клятву не забудем,
Пока будем жить!

 

4. Хватит нам уже сердиться,
Веселятся все вокруг!
Поскорей давай мириться:
- Ты мой друг!
- И я твой друг!
Мы обиды все забудем
И дружить, как прежде будем!


5. Я мирюсь, мирюсь, мирюсь,
И я больше не дерусь.
Ну а если подерусь,-
В грязной луже окажусь!

6. Давай с тобой мириться
И во всем делиться.
А кто не будет мириться-
С тем не будем водиться!

7. Чтобы солнце улыбалось,
Нас с тобой согреть старалось,
Нужно просто стать добрей,
И мириться нам скорей!

8. Мир, мир навсегда,
Больше ссориться нельзя,
А то бабушка придет,
И по попе надает!

9. Чем ругаться и дразниться
Лучше нам с тобой мириться!
Будем вместе улыбаться,
Песни петь и танцевать,
Летом в озере купаться,
И клубнику собирать,
На коньках зимой кататься,
Баб лепить, в снежки играть,
На двоих делить конфеты,
Все проблемы и секреты.
Очень скучно в ссоре жить,
Потому – давай дружить!

 

 

Техника «Тайм-аут» для коррекции поведения ребенка.

Основной причиной плохого поведения в возрасте от двух до пяти лет у детей является желание привлечь внимание взрослых.

 

 Эта техники применима к детям в возрасте от двух до пяти лет. Технику «Тайм – аута» можно применять не только дома со своими детьми, но и также в работе воспитателя в группе. Одно важное замечание: прежде чем вы начнете применять технику с детьми в группе, познакомьте родителей с техникой и заручитесь у них поддержкой.

Существует две важных момента, которые необходимо помнить, приступая к обучению детей:

*Будьте последовательны.

*Действуйте немедленно.

 

Основная идея данной техники дисциплинирования ребенка состоит в том, чтобы на несколько минут «удалить» его с поля действия и дать ему время, чтобы остыть, обдумать свое поведение и быть готовым извиниться за него.

Цель пятиминутной изоляции ребенка заключается в следующем: он должен постепенно учиться понимать, что любой поступок, а тем более, плохой, имеет свои последствия. Тайм-аут не только продемонстрирует ребенку то, что он переполнил чашу вашего терпения или нарушил важное правило, он продемонстрирует, собственно, где лежит граница дозволенного.

Техника Тайм-аута не обязательно подразумевает под собой перемещение в другую комнату, иногда остаточно вывести ребенка из игровой зоны в комнате, отойти в угол и т.д. Помните, ребенку должно быть скучно, первостепенная цель – обдумывание своих поступков и проступков.

Итак, как же действует техника «Тайм-аута» при правильном её использовании в жизни? Продемонстрируем её на простом примере: ваш четырехлетний сын, приревновав свою младшую сестренку (братика), оттолкнул её от вас и кинулся в нее игрушкой. Девочка упала и заплакала. Сын повел себя неправильно. Вы, оказавшись в такой ситуации, либо впадете в бешенство, либо в панику. Первым делом, вам необходимо проверить, все ли в порядке с младшим ребенком, а затем последовательно предпринять следующие шаги:

Первое – Предостережение.

Подойдите к сыну, присядьте так, чтобы ваши лица оказались на одном уровне и посмотрите ему прямо в глаза. Авторитетным тоном, не терпящим возражений, скажите ему примерно следующее: «Такое поведение неприемлемо. Мы не толкаем людей и не кидаемся в них вещами. Это неправильно. Пожалуйста, не делай так больше».

Предостережение является одним из ключевых моментов использования техники Тайм-аута при воспитании детей. Оно дает ребенку шанс скорректировать свое поведение в соответствии с принятыми в вашей семье правилами. Если вы опустите Предостережение, то можете дальше не пытаться воспользоваться обсуждаемой техникой, пропуск этого шага ведет к безрезультатности ваших дальнейших усилий.

Второе – Ультиматум.

Через 5 минут после разговора ваш сын вновь поступает также по отношению к младшему ребенку. В этот раз тем же авторитетным голосом вы ставите ему ультиматум: «Я просила тебя не толкать сестренку и не бросаться в нее игрушками. Ты ведешь себя очень плохо. У нас не принято так себя вести. В следующий раз я отправлю тебя в другую комнату (отсажу, поставлю в угол и т.д.)».

Третье – Тайм-аут.

Как только такое поведение повторяется, сразу же предпринимайте активные действия и уводите ребенка в другую комнату (другой угол, за другой стол, стул и т.д.). Насколько долго его можно оставить «вне» зоны активных действий, напрямую зависит от его возраста: так для двухгодовалого малыша достаточно и пары минут, чтобы «прочувствовать» изоляцию, для четырехлетнего порог возрастает уже до 5 минут.

Четвертое – Объяснение.

Как и стадия Предупреждения, Объяснение носит ключевой характер. До того, как вы отойдете от ребенка, поясните ему, почему он «берет тайм-аут»: «Мы не толкаем людей и не бросаемся в них вещами. Это плохо, потому что ты можешь кого-нибудь поранить или сделать кому-нибудь больно. Ты останешься сидеть здесь на 5 минут. Подумай о том, что ты сделал. Когда 5 минут закончатся, я подойду к тебе. Я хочу, чтобы ты извинился. А сейчас оставайся здесь».

Пятое – Извинение.

Если ребенок попытается зайти в комнату, слезть со стула или подойти к вам, верните его назад и повторите Объяснение. Не оставляйте его одного более пяти минут. К окончанию тайм-аута попросите его извиниться. Но, если же он подойдет к вам с извинением раньше, чем истекут 5 минут, пусть он останется с вами. Он также должен пояснить, за что он извиняется. «Извини» - это шаг в правильном направлении, а «Извини за то, что я тебя толкнул» - гораздо лучше.

Шестое – Похвала.

Похвалите малыша, когда он извинится за свой проступок. Это очень важно Вы должны показать ребенку, что действительно простили его за плохое поведение: «Спасибо! Вот так гораздо лучше». Это вы можете уже обычным тоном, поверьте, малыш почувствует разницу.

Седьмое – Вот и все!

Как только ребенок извинился за плохое поведение, а вы похвалили его за осознание этого, инцидент исчерпан. Пригласите его поиграть или все вместе почитать книгу, или присоединиться к чему-то еще, чем вы занимались ранее. Он получил урок, и теперь дайте ему шанс попробовать исправить ситуацию хорошим поведением.

Прежде чем начать применять технику «Тайм-аута», помните о том, что все ваши действия должны быть последовательны и согласованы с вашей второй половиной. Также не стоит пропускать хотя бы один из перечисленных шагов, если вы пропустите Предупреждение и Ультиматум и сразу же перейдете к Тайм-ауту, техника не сработает, и вы просто обидите ребенка, потратите время и не научите его ничему новому.

Прежде чем начать применять технику «Тайм-аута», помните о том, что все ваши действия должны быть последовательны и согласованы. Также не стоит пропускать хотя бы один из перечисленных шагов, если вы пропустите Предупреждение и Ультиматум и сразу же перейдете к Тайм-ауту, техника не сработает, и вы просто обидите ребенка, потратите время и не научите его ничему новому.

Дерзайте!