Новости
07.04.2018
Потешки
07.04.2018

 В раздел "Бибиотека" добавлены потешки подробнее

 В раздел "Воспитателям" добавлена консультация "Психологические приемы организации дисциплины в группе детского сада" подробнее

 В раздел " Воспитателям" "В помощь молодым воспитателям" добавленна консультация "Сложная ситуация в группе и выход из нее" подробнее

Консультация "Конфликтные ситуации и как их разрешить в дошкольном учреждении"

КОНФЛИКТНЫЕ СИТУАЦИИ И КАК ИХ РАЗРЕШИТЬ В ДЕТСКОМ УЧРЕЖДЕНИИ

 Воспитание в том и заключается,  что более взрослое поколение передает свой опыт, свою страсть , свои убеждения младшему поколению.

Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди.

Из них на первом месте – родители и педагоги.

                                                                                             А. С. Макаренко

«Воспитание детей  - самая важная область нашей жизни. Наши дети – это будущие граждане  нашей страны и граждане мира. Они будут творить историю. Наши дети это будущие отцы и матери, они тоже будут воспитателями своих детей. Наши дети должны вырасти прекрасными гражданами, хорошими отцами и матерями…» Так начал свои лекции  А. С. Макаренко  «Лекции о  воспитании детей».

В наше время, когда людям так не хватает эмоционального контакта и понимания, часто можно встретить конфликтных детей. Сегодня вряд ли кого – то можно удивить статистическими данными о росте детской преступности. Мы  воспитатели – порой не знаем, как побороть все возрастающую детскую конфликтность, враждебность. Гнев, злоба, месть как формы проявления конфликтных и агрессивных ситуаций разрушают наше общество.

Признаки конфликтности и агрессивности могут проявляться уже в детстве. В качестве основных причин конфликтности и агрессивности   у детей можно выделить следующие:

-демонстрация насилия по телевидению;

-экономическое неблагополучие семьи;

-недостатки воспитания в семье;

-неблагополучная семейная обстановка;

- низкий уровень эмоционально- волевой сферы;

- негативное отношение родителей к ребенку и др.

У детей дошкольного возраста конфликтность становиться защитным механизмом, что объясняется эмоциональной неустойчивостью .Детям сложно разобраться в мире человеческих отношений, освоить язык чувств. Многого еще не зная и не умея, дети часто нарушают установленные нормы, ведут себя неодекватно, конфликтуют между собой.

Ссоры, конфликты, драки- неизбежное явление жизни детской группы.

Одни дети ссорятся лишь изредка, другие же постоянно конфликтуют со сверстниками не умеют находить  выход даже из самых простых ситуаций.

Конфликтный ребенок в большинстве случаев не владеет в должной мере игровыми умениями и навыками. Игра же, организованная сверстниками, связана со множеством таких проблемных ситуаций, как выбор темы, определение участников, подбор игрового материала, распределение материала. Конфликтный ребенок не всегда может самостоятельно разрешить такие ситуации. А если и разрушает, то часто с позиции силы ему трудно поддерживать игровую инициативу сверстников. Все это ведет к усилению конфликтных проявлений у ребенка и в результате к его неприятию в группе сверстников. Конфликт особо обостряется в таких случаях, когда не сформированность игровых умений и навыков осложняется недостаточным развитием у ребенка положительных способов сотрудничества с детьми. Конфликты часто происходят у детей , которым не хватает родительского внимания и тепла. Ссора в этом случае может быть деструктивным способом привлечения внимания взрослых (мама чем – то занята и оторвать ее от важных дел может только  громкая ссора детей.)

Существенное влияние на развитие конфликтности оказывают такие характеристики родительского отношения. Как авторитарность, властность. Ребенок которого постоянно ругают и критикуют вымещает конфликты накопившиеся в душе чувства обиды и злости. А если ребенок видит, что его родители постоянно ссорятся друг с другом, он вероятно не представляет себе как можно общаться без ссор и конфликтов.

Возможна и другая ситуация. Если в доме ребенок – безусловный центр всеобщего внимания, кумир семьи, если каждое его желание сразу же и беспрекословно выполняется любящими родственниками, он ждет такого же отношения к себе и со стороны других детей и конечно же  не получает его. Тогда ребенок начинает добиваться желаемого провоцируя своим поведением постоянные конфликты.

Обострению конфликтности зачастую способствует соперничество между братьями и сестрами в одной семье. Во многом это связано постоянным сравнением друг с другом («посмотри, насколько твой брат аккуратнее и собраннее  тебя» или «Неужели ты не можешь так же хорошо играть как твоя сестра?»). Сравнивая детей между собой , родители как правило, подчеркивают недостатки и ошибки каждого, выставляя их напоказ. Семейная ситуация оказывает значительное влияние на формирование готовности к позитивному разрешению конфликтных ситуаций у ребенка. Важно учитывать и личности характеристики самого ребенка, которые выступают в качестве предпосылок конфликтного ( миролюбивого)поведения.

Дети  учатся разрешать конфликты в процессе общения со взрослыми. Мы педагоги становимся посредниками при разрешении детских конфликтов. Педагогическая работа в данном случае должна идти к тому, чтобы не устранять конфликт и его последствия, а помогать детям конструктивно разрешать спор. Чаще всего конфликты в детском саду возникают из- за неумения делиться игрушками, договариваться об очередности в игре, принимать во внимание интересы друг друга. Надо понимать, что дети, будучи собственниками по своей природе, с трудом расстаются с игрушкой. Покушение сверстника на игрушку, которую ребенок считает своей, с точки зрения самого ребенка, покушение на его безопасность, его личное пространство.

Эмоциональные переживания ребенка , в этот момент очень яркие и негативно – окрашенные обиды (отняли или не дают желанную игрушку), страх (а вдруг не отдадут или снова обидят), злость, раздражение (он вчера со мной не поделился игрушкой, почему я с ним должен делиться). И поэтому дети реагируют очень активно – кто плачет, кто дерется,  кто кусается, кто вцепляется в игрушку и не кому ее не отдает и т. д. и тем самым они пробуют и различные способы решения трудной ситуации ищут выход из создавшего положения.

Задача педагога – помочь детям найти возможность договориться друг с другом играть по очереди, обменять одну игрушку на другую (не менее интересную), переключить ребенка на другую игру и т. д. Если спор детей связан с ситуацией распределения ролей в игре, можно начать распределение с второстепенных ролей, постепенно доходя до главных. В этом случае самые активные дошкольники быстро расхватывают роли, предложенные первыми. А робким и застенчивым ребятам могут достаться главные роли. Конечно – этот прием «срабатывает» не всегда, но есть на этот случай и другие варианты (установленные очередности, считалки, жребий и др.).

Ребенку важно, чтобы педагог обратил на него внимание на его эмоциональное состояние. Для «прояснения» некоторых конфликтных ситуаций важно «присоединиться» к ребенку, помочь ему осознать свои чувства, это может  быть выражено так:

-«наверно, тебе очень захотелось…»;

-наверное, тебе не понравилось, что…и ты захотел…;

-«мне кажется, ты решил, что… но…» и др.

Нет смысла показывать драчунов. Когда педагог показывает не послушного дошкольника, его шалости затухают только на короткое время.

Некоторые дети,  не прекращают вредничать или строить рожицы, ставят подножки пробегающим мимо детям и др… Другие, все время твердят : «Я больше не буду!». Как только провинившегося ребенка прощают, через короткое  время повторяется аналогичная ситуация. Ребенок не извлекает из прожитой конфликтной ситуации никаких уроков. Кроме, того, малыш привыкает к таким методам воспитания иначе говоря, адаптируется к наказанию. Он понимает бессилие взрослого в решении подобной ситуации, что доставляет ему удовольствие.

В зависимости от сложившихся ситуаций следует предоставить возможность детям разрешить конфликт в игровой форме или с использованием фольклора. Например, часто можно услышать дразнилку из детских уст, как способ мирного решения сложившейся ситуации вместо ее обострения. Иногда педагог может напомнить (подсказать некоторые известные детям способы разрешения конфликта). Например широко распространены разнообразные считалки, мирилки и др….

Для определения представлений дошкольников о конфликтных ситуаций важно проводить беседы (идивидуально) по следующим вопросам:

-Что такое ссора?

- Почему она возникает?

- Из- за чего люди могут ссорится?

-Из- за чего ссорятся дети?

- Часто ли ссорится сам? Почему?

Что ты чувствуешь, когда происходит ссора?

-Как может разрешиться ссора?

-Как ты сам разрешаешь ссоры с товарищем?

Очень важен индивидуальный подход к каждому ребенку. Очень важно, чтобы к ребенку были одинаковые отношения дома и в детском учреждении.

Подытоживая, запомним, что каких –то особых методов семейного и дошкольного воспитания не существует, применяются общие методы: убеждение (объяснение, внушение, совет); личный пример.

А. С. Макаренко придавал этой особенности большое значение и считал, что коллектив и семья это исторический процесс вхождения подрастающего поколения в жизнь общества.